Привет всем!
В этом году весенние каникулы радуют школьников солнечными деньками, самое время съездить на экскурсию=)
Коломна - очаровательный старинный город в Подмосковье с богатой историей, практически ровесник Москве.
Готовились к поездке два дня: забронировали гостиницу и записались на экскурсии. Лучше это делать за неделю до предполагаемого путешествия, Вам предложат больше вариантов по времени.
Готовились к поездке два дня: забронировали гостиницу и записались на экскурсии. Лучше это делать за неделю до предполагаемого путешествия, Вам предложат больше вариантов по времени.
При выборе экскурсий я ориентировалась на предпочтения и силы моих детей (3,5 и 10 лет). Наш план был таким:
День 1-й
14.00 прибытие в Коломну
Заселиться в гостиницу "Коломна", пообедать там же.
16.00 Экскурсия в Кузнечную мастерскую и мастер -класс.
18.00 Экскурсия с чаепитием "Арт-Коммуналка Ерофеев и др."
20.00 Ужин в гостинице.
День 2-й:
до 10.00 завтрак в гостинице, выезд из номера
12-14.00 прогулка по Кремлю
14.00 Музей пастилы (экскурсия с чаепитием)
16.00 Калачная (театрализованное представление с выпечкой свежих калачей, чаепитие)
17.00 Бобреневский монастырь
17.30-20.00 Возвращаемся домой.
А теперь в подробностях=)
От Троицка удобнее ехать до бетонки, там поворот на Климовск, Подольск, Бронницы. Ехать по шоссе М5, смотрите карту, там все просто=)
По дороге мы заехали в пос. Хорошево, там на реке Москве находится шлюз "Северка".
Как заходят в шлюз суда, мы не увидели, зато нашли невиданный доселе мох, оторвали себе кусочек на даче посадить на альпийскую горку.
Как заходят в шлюз суда, мы не увидели, зато нашли невиданный доселе мох, оторвали себе кусочек на даче посадить на альпийскую горку.
Вообще наблюдать, как медленно вползает кораблик в шлюз довольно нудно, так что это только для ооочень увлеченных людей.
15-этажная гостиница "Коломна" находится рядом с историческим центром, 15 минут пешком.
Мы жили на 9 этаже с видом из окна на ТЦ Глобус и Кремль вдалеке. Номер нам достался просторный и уютный, бронировали на сайте гостиницы как бизнес-люкс с доп. местом.
Мы жили на 9 этаже с видом из окна на ТЦ Глобус и Кремль вдалеке. Номер нам достался просторный и уютный, бронировали на сайте гостиницы как бизнес-люкс с доп. местом.
Еда нам тоже понравилась. В обед дети заказывали детское меню, а мы с Алексеем бизнес-ланч с небольшой доплатой. Очень аппетитно выглядела пицца-краб.На ужин побаловали себя десертами. Вот оно неподдельное детское счастье:
Завтрак входил в стоимость номера, вполне приличный шведский стол : сосиски, крылышки, макароны, каша, вареные яйца, салаты из свежих овощей бисквитные пирожные, и т.д. чай, кофе, сок.
Кузнечная слобода.
Музей - частная коллекция. Нас сразу пригласили в кузницу на мастер-класс. Надо отметить, что кузница большая, современная - на три кузнеца, инструменты сделаны "под себя", электрический поддув в горн, различные станки. Кузнец выковал для нас подкову, сопровождая все свои действия объяснениями. Кузнечному делу не учат в образовательных учреждениях, научиться ковать можно только у мастера. В давние времена, чтобы сдать "экзамен " на кузнеца нужно было самому выковать гвоздь, подкову и ножницы. После этого начинающего кузнеца прекращали держать "на посылках" и он мог открыть свою кузницу.
Первые кузницы были очень маленькими, буквально несколько квадратных метров,- у кузнеца должно быть все под рукой, т.к. металл быстро остывает.
Экспозиция музея разнообразна, про каждый экспонат экскурсовод Елена Ивановна готова рассказать много интересных фактов. Мы были одни, поэтому смогли рассмотреть все внимательно, вот что запомнилось:
- Мы живем до сих пор в железном веке ( в основном наши орудия, инструменты, станки и т.д. из железа), в разных странах железный век начинался в разное время.
- Найденные в Москве-реке нераскованные галерные кандалы и кандалы ножные, в которых ссылали в Сибирь. Галерные кандалы крепились на одну руку, на одну ногу и к общей цепи. Убежать одному было невозможно.
- Кованые саночки снизу украшались завитушками-оберегами.
- Самые длинные гвозди 80 см- корабельные, могут скрепить сразу три бревна.
- Кованную люльку на специальной пружине могли позволить себе зажиточные, богатые люди.
- Кузнецы ковали языки для колоколов, поэтому у каждого колокола был свой уникальный "голос", колоколам давали имена собственные, и даже был исторический случай - казнь и ссылка колокола в Угличе. Подробно можно прочитать здесь
- Первые лопаты были деревянными, обитые по краю железом.
- Вооруженный двумя кистенями воин был неуязвим в рукопашном бою.
- Каждый солдат был обязан завивать усы перед смотром войск.
- Самое сложное для кузнеца - выковать корабельный якорь. Нужно было выковать четыре детали, прогреть равномерно и одновременно спаять воедино.
- Во время конных боев по полю рассыпали колючки, наступив на которые, лошадь выходила из строя. В каждой колючке дырочка, т.к. железо было дорого, к ним привязывались веревочки, после боя все собиралось.
Мы слушали больше часа, пока Лерушкины силы не закончились, вообще экскурсия рассчитана на 1,5 часа.
На прощание удивил нас кованный жук-гигант "Кавалер" - приспособление, помогающее снять обувь - не нужно нагибаться и задники у ботинок чистые!
Пройдясь немного по улице, нашли вот такую табличку на стене, и дошли до Арт-Коммуналки.Мне хотелось, чтобы Боря посмотрел, в какой обстановке жили его бабушки и дедушки в детстве. Я в свою очередь нашла несколько предметов из своего детства, которые были у моих бабушек, например вот такой сервант,
Нам предложили вспомнить запах духов "Красная Москва", Лера просила надушиться, отговаривали вместе с экскурсоводом, запах очень стойкий. Духи придумал французский парфюмер Брокар и назывались они "Любимые духи императрицы", после революции 1917 года их переименовали Красную Москву. Полную историю я нашла здесь
Чаепитие на коммунальной кухне. Граненые стаканы в подстаканниках ( у меня в детстве такой был, я его очень любила), батончики, ирис "Кис-Кис", сушки - вкус детства=)
Рецепты коктейлей из книги "Москва-Петушки". Ерофеев учился в Коломне в пед.институте и подрабатывал грузчиком в магазине "Огонек", который располагался на первом этаже этого дома.
После чаепития пришло врем вернуться назад в будущее, и сделали мы это... через шкаф! Сбылась моя мечта!!! Всегда хотела попасть куда-нибудь таким образом, как в фильме "Окно в Париж" или "Гостья из будущего". Помните, там были картонные автобусы, которые телепортировали сразу на море=).
На выставке современного художника Сергея Пономарева набивной ситец по мотивам агитационных тканей. 4 апреля (пятница) в 18.30 в музее пройдет мастер-класс по трафаретной печати (stencil art) Сергея Пономарева.
Музей нам очень понравился, мы вспоминали-ностальгировали, дети прикоснулись к живой истории (в музее все можно трогать).На прощание Боря написал отзыв пером, как школьник 60-х.
Из окна Арт-коммуналки открывается вид на площадь с неудачно отреставрированным памятником Ленину после нападения вандалов. Вытянутая вперед рука стала непропорционально длинной и выражение лица какое-то беззубое.
Перед тем как отправится отдыхать в гостиницу, мы посетили мемориальный парк, он расположен через дорогу напротив гостиницы "Коломна".
Рядом с парком музей Боевой Славы, но он был закрыт ( пн, вт- выходной).
Рядом с парком музей Боевой Славы, но он был закрыт ( пн, вт- выходной).
На следующий день мы гуляли в Кремле,
хотели на месте заказать экскурсию, т.к. слышали краем уха как интересно рассказывают экскурсоводы группам, но по времени у нас не получилось (цена экскурсии для группы менее 5 человек 1000 рублей 1,5 часа). Зато нашли в тур-бюро замечательные деревянные стулья, троны и диваны
хотели на месте заказать экскурсию, т.к. слышали краем уха как интересно рассказывают экскурсоводы группам, но по времени у нас не получилось (цена экскурсии для группы менее 5 человек 1000 рублей 1,5 часа). Зато нашли в тур-бюро замечательные деревянные стулья, троны и диваны
нашли домики с резными окошками
По счастливой случайности попали в музей городского хозяйства (там обычно по предварительной записи) на территории конькобежного центра "Коломна".
Там , кстати, можно покататься на коньках, несколько раз в неделю по вечерам массовые катания по предварительной записи. Кажется, в Коломне все по записи=).
Там , кстати, можно покататься на коньках, несколько раз в неделю по вечерам массовые катания по предварительной записи. Кажется, в Коломне все по записи=).
После музея пошли на набережную к памятнику Водовозу и шкале уровня воды.Прошлись по понтонному мосту,и вот уже пора идти в Музей забытого вкуса Пастилы.
«Вот человеческий лик, намалёванный белилами и румянами, с насурменными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. Этот лик носит сорокавёдерная бочка в штофном, с золотыми выводами сарафане; пышные рукава из тончайшего батиста окрыляют её, а башмаки, без задников, на высоких каблуках, изменяют её осторожной походке. Рекомендую в ней мою землячку, коломенскую пастильницу».
И.И. Лажечников "Ледяной дом"
Экскурсия разбита на две части - история пастилы, как ее делали и чаепитие с дегустацией 7 видов пастилы. Все сотрудницы музея носят исторические костюмы, платья на кринолине, шляпки, чепцы=) В музее все предметы подлинные и их можно взять в руки. Предлагают примерить различные старинные головные уборы. В Коломне на Посадях издавна росли огромные сады, от 30 до 180 плодовых деревьев в каждом. Пастила была первыми консервами, т.е. так заготавливали яблоки впрок. Из яблока вырезали сердцевину, потом из них делали яблочный уксус. Разрезали на 4 части выпекали большой сковороде, размешивая гигантской липовой ложкой.Потом протирали сквозь сито, чтобы отделить кожуру. Пастилу нужно делать из кислых яблок, например Антоновки, в них больше пектина, т.е желирующего вещества. Взбивали пастилу мутовкой (прабабушка миксера). Самое главное правильно высушить пастилу, это делают на ольховых рамках, застеленных пергаментной бумагой, раскладывая яблочную массу слоем толщиной 1 мм. Сушили пастилу в теплой печи (60 градусов, проверяли температуру рукой), ночью. Правильно высушенная пастила "пищит" при нажатии, т.е. выходит воздух, а если передержать, она будет ломкая. Пастилу сворачивали в рулетики и хранили в полотняных мешочках. Использовали как приправу, добавляли в супы и мясные блюда. Есть два вида пастилы - постная смоква (она без яичного белка) и сама пастила.
Позднее, пастила превратилась в десертное блюдо, стоила она довольно дорого и не каждый мог себе позволить коробочку пастилы ( селедка стоила пол-копейки, корова 5 рублей, деревня 16 рублей, а пастила - 25 копеек!) В пастилу стали добавлть сахар и яичный белок. Готовить пастилу поручали крепостным женщинам, вдвоем, по очереди они взбивали пастилу 2 суток! Если вдруг пастила подгорала, ее отдавали ребятишкам, вот был праздник! Коломенская пастила очень быстро завоевала всеобщее признание, и Коломна стала поставщиком царского двора. с 18 века пастилу стали готовить не только в домашних условиях, но и на фабрике. В начале 20 века производство пастилы прекратилось и рецепты были утеряны. 5 лет назад к нам вернулся забытый вкус из далекого прошлого. По сохранившимся описаниям были воссозданы рецепты и сейчас фабрика предлагает уже 36 разных видов пастилы, изготовленной только из натуральных продуктов ( отсюда и цена). В этом году наша пастила побывала в Англии и пришлась по вкусу королеве, теперь там налаживают производство по нашим рецептам.
Чаепитие проходит в соседней комнате, при свечах. Нас предупредили, чтобы мы не ели сразу пастилу, а послушали про каждый вид историю. Например, яблочная пастила в палочках была любимой у Достоевского и Гоголя. Беседа от пастилы перешла к балам. Зимой дворяне вывозили в свет своих дочерей, бал был поводом для смотра невест. Интересно было узнать про язык жестов с помощью дамского веера. Расцветка веера могла рассказать кое-что о хозяйке. Веере с ласточками, цветочками - пренадлежит молоденькой особе, не помолвленной. Веер на котором изображены кареты, лошади и т.д. - помолвленной. Яркая расцветка- синяя, зеленая, и т.д.- дама бальзаковского возраста. И черный веер - пожилые дамы элегантного возраста. Например, если дама хотела, чтобы к ней подошел объект ее внимания, она постукивала закрытым веером по раскрытой ладони, глядя через весь зал прямо в глаза кавалеру. Если же даме не угоден был кавалер, она стучала веером по тыльной стороне руки, и воздыхатель не смел больше беспокоить ее. По вееру назначали свидания. Косточки веера это дни недели (слева направо). Дама указывала на день и отстукивала пальчиком время встречи, а место у каждой парочки было свое. Также дамы использовали мушки для сообщения всем присутствующим следующее: мушка на лбу - "я не в духе, сегодня не танцую", мушка на подбородке "хочу танцевать. Ах, кружите меня, кружите!" Мушка над верхней губой - "Жду поцелуя". Если родители сажали мушку своей дочери на левую щеку это означало, что у девушки полно поклонников. Рассказ подошел к концу и Лере и Боре разрешили затушить свечи.После экскурсии в музейном магазинчике можно приобрести пастилу.
Театрализованное представление поведало нам о секрете коломенских калачей, а именно "смеси мук".
Для замеса теста использовали 3 части "синей" муки ( грубого помола типа манки, мука в мешках с синим штампом) и две части "красной муки" (мелкого помола, обычная мука в мешках с красным штампом). Муку из каждого мешка высыпали в огромный ларь, разравнивая лопатой, сверху следующий мешок и т.д. Потом совком набирали муку, не нарушая слоев. Таким образом выдерживалась пропорция 3 к 2. К муке добавляли хмелевую закваску, воду и соль. Тесто должно было полежать на холоде, потом его нужно хорошенько вымесить. "Hе тёрт, не мят, не будет калач", - гласит народная пословица, что следует понимать как "беды уму учат". А в переносном смысле, "тёртый калач" - опытный, бывалый человек, которого на мякине не проведешь.
Для замеса теста использовали 3 части "синей" муки ( грубого помола типа манки, мука в мешках с синим штампом) и две части "красной муки" (мелкого помола, обычная мука в мешках с красным штампом). Муку из каждого мешка высыпали в огромный ларь, разравнивая лопатой, сверху следующий мешок и т.д. Потом совком набирали муку, не нарушая слоев. Таким образом выдерживалась пропорция 3 к 2. К муке добавляли хмелевую закваску, воду и соль. Тесто должно было полежать на холоде, потом его нужно хорошенько вымесить. "Hе тёрт, не мят, не будет калач", - гласит народная пословица, что следует понимать как "беды уму учат". А в переносном смысле, "тёртый калач" - опытный, бывалый человек, которого на мякине не проведешь.
Калачи разделывают на "ледяном" столе - стол с выдвижным ящиком, в который насыпают куски льда. Отщипывают кусок теста, Раскатывают колбаску, утончают ее с краев и скрепляют сверху. Тесто очень упругое, потому нужна сноровка и сила, чтобы разделать калачи. По форме калач похож на навесной замок.
Анатомия калача - ручка, живот и губа. Так вот откуда эти поговорки "Закатать губу", "Дойти до ручки". Что же это значит?
Губа калача - это разрез теста сверху (например, как у нарезного батона), который "раскатывают", т.е. приподнимают, посыпают мукой и "закатывают". Это делают для того, чтобы при выпекании калачи не порвались и были одной формы. Эта традиция пришла к нам из Европы, где в домах были в основном камины, поэтому хлеб носили выпекать в пекарню. Чтобы отличить свои хлебо-булочные изделия от чужих, люди "метили" их различными надрезами, завитушками и т.д.
Когда едят калач, держат его за ручку. В старину, бедняки держали калачи грязными руками, и ручку уже не ели, выбрасывали, т.е "дойти до ручки" означает "опуститься на дно, обнищать".
В калачной, воссозданная по старинным чертежам двухподовая печь, на одной растопке можно выпекать 7 закладок калачей. Такие печи строили на стоянках русские войска, уходя оставляли печки в самых неподходящих местах, в чистом поле, например. Так вот откуда взялась печка в лесу в русских-народных сказках! Ее построил солдат!
При калачной работали лошади особой породы Першерон - тяжеловозы, мешок муки весил около ста кг.
Пока шло представление, пекарь успел разделать и испечь калачи. И вот мы уже вдыхаем аромат горячего свежеиспеченного калача, с хрустящей корочкой, пьем чай и мажем маслом самый вкусный хлебушек!
Изготовление калачей долгий, трудоемкий процесс, не даром на Руси говорили "Есть калачи - не лежать на печи"
Ну вот и пора возвращаться домой! По дороге назад мы заехали в Бобреневский монастырь, его построили в 14 веке, но уже было все закрыто.
Коломна запала мне в сердце, обязательно вернемся сюда, например, в сентябре, на фестиваль "Антоновские яблоки".
P.S. В краеведческом музее проходит выставка подвижных фигур по сказкам Пушкина. Сходите за нас=)
Комментариев нет:
Отправить комментарий